Shape Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Теплица + Group Copy odnoklassniki Created with Sketch. path9 Created with Sketch. Shape Created with Sketch. g15 Created with Sketch. vkontakte Created with Sketch. whatsup Created with Sketch. 1449088535_18-youtube Created with Sketch. Group Created with Sketch.

Главная Форумы Хобби Путешествия Рассказ Елены Федосеевой о пробеге по Скандинавии на велотандемах

Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)
  • Автор
    Сообщения
  • #15759

    admin
    Хранитель

    Елена Федосеева
    Маршрут пробега на велотандеме был проложен по территории России, Финляндии и Швеции и затронул места, связанные с историей обучения слепоглухих людей.
    План велопробега был таким: 29-го июня в 08:10 мы стартуем от Москвы — а именно Новой Москвы, деревни Пучково, дом 1а, где находится ресурсный центр «Дом слепоглухих» и проедем около 130 км до города Сергиев-Посад, до единственной школы для слепоглухих детей в России.
    30 июня встречаемся в10:00 в Санкт-Петербурге у первой в России школы для незрячих детей (пр. Шаумяна, 44) и прокатимся около 60 км до живописного парка города Павловска, где состоялась встреча императрицы Марии Федоровны с глухим мальчиком, благодаря которой в нашей стране началось обучение людей с нарушением слуха.


    Ну а 1 июля мы пересечем границу Финляндии и поедем в сторону города Ювяскюль, где находилась первая в Финляндии школа для слепоглухих детей.
    Примерно 5-6 июля мы окажемся в Стокгольме, откуда начнется долгий путь до города Венерсборг, в котором и появилась первая в мире школа для слепоглухих детей.
    Я хочу, чтобы этот велопробег еще раз напомнил о том, что для человека с инвалидностью нет ничего невозможного, и преграды, стоящие на его пути к образованию, трудоустройству, достижению спортивной или любой другой цели — преодолимы при поддержке каждого из нас.
    Мои старты этого сезона пройдут в поддержку сбора на организацию работы тьютера для слепоглухой девушки Алены Капустьян, который с сентября будет помогать ей при обучении в колледже.


    День первый.
    От деревни Пучково (Новая Москва) до Сергиева Посада — от «Дома слепоглухих» до единственной в России школы для слепоглухих детей — 120 км.
    Ох, это первый и один из самых непростых отрезков маршрута — маршрут с юга на север, через центр Москвы, с выездом на Ярославское шоссе. Осложнился отрезок стопроцентной влажностью, снизу и сверху, сильным ветром и низкой температурой воздуха. Сказать, что промокли насквозь — не сказать НИЧЕГО. В роли пилота на этом отрезке согласился выступить Роман Даньшин — и это было супер! Роман — настоящий ironman, который ни слова не сказал против ужасных для велосипедистов погодных условий. Не побоялся дождя и ветра встретивший нас на Ярославском шоссе Александр Федяев. Поддержка его оказалась как нельзя кстати — Александр проехал с нами последнюю треть отрезка и показал путь к Сергиево-Посадской школе, около которой он и живет. Школа закрыта на летние каникулы, но строгая бабушка на воротах, выслушав нашу горячую историю о велопробеге, позвонила некой даме и получила от нее разрешение пустить нас на территорию школы.
    А мы едем дальше — теперь в направлении Санкт- Петербурга, этот отрезок на машине (вещи в состоянии сушки развешаны по салону).


    День второй.
    От Санкт-Петербурга до Павловска —
    От первой в России школы для незрячих детей — до замка БИП, где находилось императорское училище для глухих детей — в общей сложности около 65 километров.
    Небольшой отрезок маршрута, но, наверное, самый яркий и веселый — проехали его пять велотандемов! Поддержали нас незрячие спортсмены и их пилоты — встретились возле школы им. Грота, где, между прочим, кое-кто из них учился. Познакомились, обсудили велопробег, сравнили возраст Питерской и Московской школ для незрячих — Питерская, конечно, значительно взрослее — совсем недавно отпраздновала двухсотлетие.
    Командой в пять велотандемов добрались до Павловска, сделали красивые фото, поговорили об истории замка БИП, перекусили печеньками и велосипедными запасами. Сегодня же сели на велотандем с Виолеттой, с пилотом, с которым предстоит проехать большую часть маршрута. А еще сегодня же наш самый лучший велотренер — Илья Киреенко научил нас с велотандемом ехать на электропоезде!


    День третий.
    От Выборга до Mäntyharju, Финляндия — 130 км.
    Мы предполагаем, а Бог — располагает или «Все смешалось в доме Облонских».
    Предполагалось, что в Финляндию мы выезжаем двумя тандемами — я с пилотом Виолеттой, и слабовидящая спортсменка Ольга с пилотом и тренером в одном лице Ильей, а вместе с нами и машина сопровождения. Но Виолетте и Ольге, вопреки нашим ожиданиям, снова задержали выдачу визы, так что они остались ждать ее в Питере до завтра, а может быть даже
    до послезавтра. Машина сопровождения осталась ждать их (чтобы довезти до меня и Ильи), и все-таки выехала сегодня в Финляндию, согласно плану. Так как был риск остаться без машины сопровождения не только на сегодняшний, но даже и на завтрашний день, самые необходимые вещи, в том числе палатки и спальники, нам пришлось взять с собой. Они поместились в рюкзак-прицеп килограммов на тридцать, и это создало дополнительные сложности в виде груза, который не подкручивал вместе с нами велосипед, а просто ехал вхолостую.
    Также к неудачам добавился прокол камеры, мое разбитое колено, образовавшееся при погрузке в электропоезд от Питера до Выборга, и реальность ужасов Финского рельефа, то есть реальность крутых подъемов.
    К удачам можно отнести — заезд на обед за пять минут до разразившегося ливня и достаточно быстрое обнаружение места для постановки палаток. Да, я человек — малоопытный в туризме, и меня, конечно, поражает наличие в Финляндии специальных мест для постановки палаток, где есть не только шатры для обедов с кострищами и готовыми дровами, но и туалетные домики (простите, с туалетной бумагой по углам).


    День четвертый.
    От Mäntyharju до Jyväskylä (Йювяскюля) — 155 км (набор высоты — 1240).
    Виолетте визу опять не дали — ехали также одним велотандемом в том же составе. В связи со сложившимися обстоятельствами четырехдневный маршрут уложили в два дня так, чтобы Илья мог к четвергу точно попасть в Питер на работу, где его, как оказалось, очень ждут. Спешили, но все равно делали небольшие петли, чтобы заглянуть в обозначенные на картах лаву, которые могут быть пригодны для постановки нескольких палаток. Очень хочется, чтобы на следующий год с нами смогли поехать еще велотандемы с незрячими ребятами. Несколько подходящих лаву нашли, а вместе с ними нашли и поляну с земляникой и черникой. Вкусно. Практически весь день нас преследовали и достигали тучи с дождем и даже градом (хорошо, что мы ехали в шлемах). Дороги прекрасные, много велодорожек, но большую часть отрезка катили по шоссе. Машины встречались крайне редко, намного реже — велосипедисты, почти никогда — пешеходы. Проезжали пару крошечных поселений. Первый крупный город был в конце маршрута сегодняшнего дня и назывался Йювяскюля. Подобрались к железнодорожной станции, чтобы приобрести билеты на завтрашний поезд в Хельсенки, перекусили и отступили за город. На рассвете будем брать здание первой в Финляндии школы для слепоглухих детей.
    Да, если завтра днем вопрос с визой Виолетты не решится, друзья, готовтесь к репостам, потому что будем в суперсрочном и супертревожном режиме искать пилота на Швдский и самый главный отрезок маршрута.
    День пятый.


    От Йювяскюля до Хельсинки и от Хельсинки до Санкт-Петербурга — всего километров 20 на велосипеде и много километров на поездах.
    В 05:31 взяли здание первой в Финляндии школы для слепоглухих детей. Город только просыпался. Изредка встречались спешащие на работу велосипедисты и однажды дорогу перебежал заяц. Заяц оказался изрядным бегуном так, что мы даже не успели нацелить на него фоторужье. В 06:20 выехали в Хельсинки, чтобы оттуда снова отправиться в Санкт-Петербург, где Илью сменит Виолетта теперь уже с визой. Разрыв в поездах оказался многочасовым, и мы, чтобы не терять даром времени, заодно взяли и прекрасное здание из красного кирпича первой школы для незрячих детей, расположенное недалеко от Хельсинского железнодорожного вокзала. А так как мой пилот одновременно являл собой и тренера, после взятия социально значимого объекта мы поехали на старый олимпийский велотрек, а оттуда в отличный магазин товаров для велосипедистов и велосипедов «Велоспорт». Там подобрали замену моим видавшим виды и совсем погрустневшим за последние два дня велотуфлям. Менеджер Каре, узнав, что мы участвуем в велопробеге и едем из Москвы в Венерсборг, сделал весьма значительную скидку на выбранные велотуфли, а также подарил для них шипы и хорошенькие фляги для воды. На этом Каре не остановился и, и застигнув нас уже на улице за постановкой новых шипов, дал в дорогу комплект спортивного питания. Чудесный менеджер «Велоспорта» запечатлен на фото. Под вечер пятого дня на «Аллегро» вернулись в Питер, чтобы утром уже новым составом с машиной сопровождения еще раз пересечь границу Финляндии и направиться в сторону Швеции.
    От Санкт-Петербурга до Хельсинки и от Хельсинки на пароме до Стокгольма — ни одного километра на велосипеде.
    Сегодня мы окончательно пришли к выводу, что слово «челлендж» само по себе притягивает трудности и испытания. Утром на машине сопровождения, за которую отвечают Маша и Ваня, поехали за Виолеттой. В конце маршрута неожиданно поняли, что навигационное устройство по своей воле снова привело нас к дому Ильи. Удивились, рассердились, развернулись и еще раз поехали к Виолетте. Так или иначе, но время было потеряно, и на границу с Финляндией мы добрались чуть позже, чем рассчитывали. Всю первую половину дня провели на границе, пытаясь её пересечь. Мы, граждане России на автомобиле, оказались в самой длинной и безнадежной очереди, в то время как граждане ЕС и товарищи в автобусах легко и просто перескакивали через границу. После часа дня мы начали волноваться, после двух — очень сильно волноваться, а после трёх — наконец, пройдя границу, рванули со всей скоростью в сторону Хельсинки — до Хельсинки оставалось 188 километров, и два с половиной часа — до отправления парома в Стокгольм. Маша, как заправский Шумахер, гнала со скоростью 140-160 км/час. Встречающиеся финны удивленным взглядом провожали наш несущийся автомобиль с велотандемом на крыше — такого им, наверняка, видеть не приходилось. В Хельсинки оказались в шестом часу, выдохнули, но только до того момента, как оказались в порту… Найти подъезд к нужному нам парому оказалось крайне сложно. Как следует заблудившись, мы уже в отчаянии стали расспрашивать праздно болтающихся в порту прохожих, показывая им билеты на паром, и, пользуясь их подсказками, нашли подъезд к парому и на всей скорости пролетели мимо проверяющих билеты финнов — чем их снова изрядно удивили. На паром успели. Сочувственно обсудили судьбу тех, кто все-таки не успел, потому что были и такие.
    Плывем в Стокгольм.
    День седьмой.
    От Стокгольма до Strängnäs — 96 километров.
    Мы в Швеции. Сегодня утром обрадовались, что вчера чуть было не опоздали на паром, потому как машина наша при погрузке заехала последней, а значит при выгрузке смогла выехать первой. Стокгольм, как обычно, прекрасен, напоминает городки из сказок скандинавских писателей. Вот только улицы его, как в Москве, отягчены ремонтными работами. По этой причине часть маршрута проехали все-таки на машине, а уже оказавшись за городом, пересели на велосипед. К числу трудностей этого дня можно отнести паническую атаку, связанную с несовпадением педалей и шипов на туфлях (велосипедисты вполне могут оценить масштаб подобной катастрофы). Дорогая моя Nina Melnikova, я привезла твои педали, и второй раз они чудесным образом перепутываются с моими и оказываются на велотандеме. Ох, Нина, когда я тебе уже их передам. Что же ещё… Ещё нелегко было наладить взаимопонимание с навигационными устройствами, пару раз безнадёжно запутывались в паутине велосипедных дорожек — по шоссе ехать было гораздо приятнее и проще. Ну и, конечно, поразили нас сумасшедшие цены — мы были готовы к тому, что все окажется гораздо дороже, но вот к тому, что литр бензина будет стоить 15,5 крон (а 1 крона примерно равна 68 рублей),а бургер на заправке — 49 крон, мы были абсолютно не готовы. Едим только то, что привезли с собой. Из приятных новостей — нашли много земляники, две кепки и несколько танков. Дороги прекрасные и маломашинные.
    День восьмой.
    От Strängnäs до Vingåker — 92 километра.
    Я буду долго гнать велосипед, в глухих лугах его остановлю, нарву цветов и соберу букет…
    Ромашки в Швеции весьма упитанные, впрочем, как и другие представители полевой флоры. Весь маршрут сегодня проходил вдоль полей, с небольшим ответвлением к озеру, где мы развернули свою полевую кухню. Периодически не могли себя сдержать, тормозили вел и отправлялись собирать землянику, которой уж очень много в здешних местах. Зверобой, Иван-чай, колокольчики — всё очень по-русски. Даже слово «тандем» звучит на шведском языке так же, как и на русском. Выяснили это достаточно забавным способом — сделали с Виолеттой небольшой привал на поляне Иван-чая. Заболтались и незаметили, как к месту нашей остановки подкатил ретро-автомобиль с пятью представителями мужского пола в стили хиппи. Прикатившие выстроились в ряд и совершили действие, которое каждое утро на Русском острове по команде производили сослуживцы Евгения Гришковца. Совершив его, они увидели и наше средство передвижения. «Оооо, тандем!» -воскликнул самый пожилой хиппи-мужчина. Мы заулыбались, закивали и, как положено воспитанным дамам, повели рассказ о том, кто мы, откуда и куда направляемся. Вопреки ожиданиям, беседа не состоялась — причина банальная — прибывшие на ретро-автомобиле не знали английского, а мы, увы, не знали шведского языка. Но зато оставили о себе хорошее впечатление.
    И самое главное открытие этого дня произошло под вечер — 1 крона равна не 67 рублей, а 6,7 рублей!!! Целые сутки мы жили с осознанием того, что в Швеции жить невозможно, потому что бутылка воды стоит 500 рублей, 1 литр бензина — 1000 рублей, а ночь в палатке в кемпинге — 16 тысяч… Но вечером, вооружившись информацией, полученной из экономическиподкованного источника, а также сложив четыре интеллекта в один, мы, наконец, правильно провели конвертирование валют. Для тех, кто не знает — проблема дорогожительства началась ещё вчера, когда на автозаправочной станции, при покупке 12 литров бензина, с карты сняли 7000 рублей! Оказалось, что в Швеции при оплате бензина картой российского банка блокируется 7000 рублей и блокируется примерно на три недели… Вот такое недоверие к нашему брату.
    День девятый.
    От Vingåker до Tived — 97 километров.
    За ночь наш палаточный лагерь взяли в кольцо пара тысяч толстеньких улиток… Хотели обойтись без жертв, но, к сожалению, во время прорыва улиточного окружения, с хрустом погибло несколько десятков закованных в панцырь моллюсков. Я была в состоянии, близком к отчаянию. В остальном день шёл своим чередом: ехали по шоссе, заезжали в небольшие городки, где после осознания истинного соотношения кроны и рубля, даже смогли позволить себе выпить кофе и пополнить стратегический запас продуктов полевой кухни. В одном из городков, наконец, завязали знакомство — правда, не со шведом, а с выходцем из Словении, прекрасно изъясняющимся на английском языке. Звали его Торчи, и он, между прочим, первый начал разговор. Вообще при виде велотандема, шведы периодически пытаются завязать с нами беседу, но в связи с лингвистическим межличностным несоответствием, беседа не складывается. Торчи же, увидев российскую велоформу, сразу угадал в нас граждан России, и стал расспрашивать о том, куда мы едем и где остановились. Поболтали, сверили карты, сделали фото на три телефона и обменялись адресами электронной почты. А вот конец девятого дня заставил нас изрядно поволноваться… Алгоритм нашего движения обычно выглядит так: я и Виолетта едем на велотандеме, Маша и Ваня едут на машине — мы договариваемся о месте встречи и встречаемся на этом месте для обеда, отдыха или ночевки. Расставшись после очередной совместной остановки, мы договорились увидеться уже на последней точке сегодняшнего маршрута. Мы с Виолеттой покатили по заложенному в навигатор треку, который вывел нас с шоссе на узкую дорогу в лес. Время было позднее: машины на пути не встречались, люди, конечно, тоже. Дорога шла в гору, приходилось хорошенечко работать, чтобы в нее заехать, но сил придавало и место, по которому мы катили. Лес казался странным и таинственным. Я начала даже бояться его: абсолютное спокойствие, безветрие, тишина. Птицы молчали. Навигатор подсказывал нам сворачивать на каменистую дорожку, уходящую в лес. Мы созвонились с Машей, которая сказала нам, что они уже свернули на эту дорожку и примерно через два с половиной километра ждут нас. Мы решились заехать в лес. Катили по камням, опасаясь того, что можем проколоть колесо или того хуже — рухнуть в одну из канав. Наконец, добрались до берега озера, на котором нас ждали Маша и Ваня. Ребята завороженно осматривали место нашей предположительной стоянки: что-то вроде деревянного домика, внутри которого стол, скамьи, готовые дрова для жаровни, кухонная утварь. Туалет заколочен, подход к нему зарос травой. Но главное — абсолютная тишина и безмятежность. Поверхность озера гладкая, зеркальная, деревья, трава неподвижны, птичих голосов не слышно, — все вокруг прекрасно, но прекрасно мертвенно. Мы единодушно приняли решение, что оставаться на ночь в этом месте мы не можем. Погрузили вел на крышу автомобиля, сами забрались в салон и почувствовали себя хорошо только, когда выбрались из леса на шоссейную дорогу. Через три километра нашли кемпинг. Очень обрадовались, встретив человека, с которым договорились о том, что можем поставить на ночь палатки поближе к людям. Территорию кемпинга украшают фигурки маленьких лохматых получеловечков с длинными хвостами, а возле reception что-то написано про диковинный лес троллей…
    День десятый.
    От Tived до Skara — 88 километров.
    Сегодня мы потерялись. Немного. Время до обеда провели в кемпинге — очень тяжело было расстаться с местом палаточной цивилизации. Утром мы смогли вполне оценить преимущества постановки палаток в такого рода местах — туалетные домики, душевые с теплой водой, кухня с чайником, микроволновой печью, плитой, стиральной машиной, баня, детские площадки и площадки для игры в настольный теннис, футбол, волейбол, приозерный пляж и пристань с пришвартованными лодочками. Покидать это разнообразие бытовых удобств и приятных сердцу развлечений было непросто. Но к трём часам дня мы собрались с силами и всё-таки покинули кемпинг на краю леса троллей… Мы с Виолеттой, как обычно, выехали на велотандеме, Маша и Ваня — на автомобиле. Договорились встретиться через 40 километров. Со вчерашнего вечера наш маршрут усложнился за счет горного рельефа — крутые подъёмы, вопреки представлениям многих велосипедистов, на велотандеме преодолевать трудно. Мы заезжаем в горы, прилагая значительные усилия, так, что иногда даже пропускаем повороты, обозначенные на треке. Так случилось и сегодня — незаметно уклонились от проложенного маршрута, преодолели непростой отрезок с сильным встречным ветром и остановились на краю деревушки с целью подробно изучить путевую информацию на навигационном устройстве. Навигационное устройство, во-первых, сообщило нам, что мы ушли с маршрута, а во-вторых, пожаловалось на низкий заряд батареи. Дело было плохо: запасные батареи были выложены из кармана веломайки перед её стиркой и благополучно потерены среди вещей в автомобиле, батарея телефона также была на исходе, а наши молодые организмы, несмотря на все эти невзгоды, требовали обеда. Изучив карту и сопоставив возможные пути попадания на место встречи, Виолетта приняла решение двигаться вперед и выезжать уже на точку завершения маршрута сегодняшнего дня. Но даже для этого, нам были остро необходимы батарейки… Деревушка казалась небольшой и найти в ней подходящий магазин представлялось делом сложным. Проехав немного вперед, Виолетта радостно сообщила, что на горизонте пункт общественного питания с мороженым! Мы затормозили, припарковали вел возле обнаруженного объекта стратегической важности и зашли вовнутрь. Объект стратегической важности оказался магазином, чему мы невероятно обрадовались. Первым делом нашли холодильники с мороженым и приступили к его выбору. «Привет!» — неожиданно услышали мы. Обернулись — рядом с нами стояли две девочки лет десяти. «Вы русские?» — спросила одна из них. «Да, русские!» — обрадовалась Виолетта. «Я прочитала русские слова на футболке, — объяснила наша собеседница, — я тоже русская. Меня зовут Настя». От нашей новой знакомой мы узнали, что находимся в деревне Махолм, русских, кроме её семьи, там нет, а ближайшее кафе расположено в соседнем городке. А самое главное — Настя помогла нам найти батарейки для навигатора, а значит наше дальнейшее передвижение обещало быть успешным. Выйдя из магазина, мы присели на скамейку, чтобы, наконец-то, с наслаждением приступить к процессу поедания мороженого. Через пару минут к нам снова подбежала наша новая знакомая. Болтали больше часа — узнали между прочим, что лес, в котором мы провели предыдущую ночь, по легенде, высаживали старые-добрые тролли, что они до сих пор там обитают, а сама Настя совсем не хочет возвращаться в Россию, потому что там дети уже во втором классе учат таблицу умножения. Счастливые шведские школьники учатся умножать не раньше пятого класса и никогда не получают домашнее задание! Вот это, конечно, весомый аргумент для того, чтобы остаться в этой стране навсегда. Сделали совместное фото — Настя объяснила, что к ним в деревню никогда не приезжали русские туристы, и мы своим появлением произвели в некотором смысле переполох. Да, а еще эта чудесная девочка, которая не знает таблицу умножения и не делает домашнее задание, прекрасно говорит на шведском, русском, английском и арабском языках… Из Махолма мы выбрались позднее, чем хотелось бы. Заехали в соседний городок, чтобы все-таки подкрепиться пиццей, а, главным образом, зарядить телефон и созвониться с ребятами. Договорились воссоединиться уже на конечной точке сегодняшнего маршрута. По пути встретили молодого оленя, зайца и барсука.
    День одиннадцатый и последний.
    От Скары до Венерсборга — 98 километров.
    Ехали мы ехали и, наконец, приехали! Мы в Венерсборге! Здесь в 1886 году при приюте для незрячих детей было открыто отделение для нескольких слепоглухих учеников. Пройдя обучение они оставались в приюте и трудились в мастерских, выполняя посильные работы. Это отделение стало первой в мире школой для слепоглухих детей. Спустя годы, она была преобразована в институт для детей со множественными дефектами, который затем был переведен в город Оребру. Сегодня именно там обучаются слепоглухие дети, а в здании школы в Венерсборге получают образование глухие и слабослышащие люди. Перед стартом челленджа — велопробега мы связались и со школами в Ювяскюле и в Венерсборге, и с ассоциациями незрячих и слепоглухих Финляндии и Швеции. Получили ответ, что школы закрыты на летние каникулы, но идея велопробега незрячим и слепоглухим финам и шведам показалась интересной — они рассказали об этом на своих страницах в социальных сетях и внимательно следили за нашим продвижением из Москвы в Венерсборг.
    Сегодняшний отрезок маршрута начинался от города Скара, в котором, согласно одному из источников, было впервые организовано групповое обучение слепоглухих детей. Так или иначе, но мы заехали в Скару и нисколько об этом не пожалели. Город — музей, украшенный средневековыми памятниками архитектуры. Жемчужина исторического центра города — готический кафедральный собор, к которому было важно прикоснуться рукой. Стены собора украшены барельефами известных лиц Швеции. Один из барельефов изображает и сам собор в миниатюре. Барельефы простые, с четкими линиями так, что изображение оказывается узнаваемым и хорошо понятным. Это напомнило мне разговор с мастером-резчиком из студии «Наследие», который уверен, что архитектура в средневековье придерживалась принципов универсального дизайна, то есть, была визуально приятна для созерцателей с хорошим зрением, а вместе с тем тактильно понятна незрячим людям.
    Ближе к Венерсборгу рельеф шведских земель заметно изменился — на смену полям пришли скалы, а озёра уступили место Балтийскому морю. Из числа представителей фауны, встретили парочку змей и зайца, который что-то искал в помойном баке при школе в Венерсборге и даже ухом не повёл при нашем приближении и попытках запечатлеть его на камеру.
    Завтра выезжаем в Стокгольм.

    Вложения:
Просмотр 1 сообщения - с 1 по 1 (всего 1)

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.

Общероссийский журнал для слепоглухих «Ваш собеседник». Проект реализуется при финансовой поддержке Фонда президентских грантов и софинансировании Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение».

Яндекс.Метрика

2017 © Все права защищены

Сайт сделан
при поддержке
favorite_border